Духовно-нравственное воспитание школьников


Духовно-нравственное воспитание обучающихся

в Круглинском филиале имени Героя Советского Союза  И.А. Хромова

МБОУ Кочетовской СОШ

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина ипатриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Программа реализуется филиалом  в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы:

- Изосимовский Сельский совет;

- Круглинский филиал МБУК «Заворонежский РДК»;

- Круглинский филиал имени Героя Советского Союза И.А. Хромова МБОУ Кочетовской СОШ;

- Круглинский ФАП ТОГБУЗ «Мичуринская ЦРБ»;

- Круглинский сельский фи­лиал МБУК МЦБ Мичуринского района;

- Нектаровский филиал МДОУ Заворонежский детский сад.

 

Цель и задачи

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

 

Духовно-нравственное воспитание педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Общей целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального, основного общего среднего общего образования и предусматривают:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

·        представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

·        представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

·        представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

·        представления о правах и обязанностях гражданина России;

·        интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

·        уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

·        ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

·        представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

·        представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

·        интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (Тамбовская область Мичуринский район), в котором находится образовательное учреждение;

·        стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

·        любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;

·        уважение к защитникам Родины;

·        умение отвечать за свои поступки;

·        негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

·        представления о базовых национальных российских ценностях;

·        представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

·        представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

·        уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

·        установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

·        бережное, гуманное отношение ко всему живому;

·        знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

·        стремление избегать плохих поступков; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;

·        представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

·        отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

·        представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

·        уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

·        представления об основных профессиях;

·        ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

·        элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

·        навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

·        умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

·        умение соблюдать порядок на рабочем месте;

·        бережное отношение к результатам своего труда, труда Других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

·        отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

·        ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;

·         представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

·         представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

·        понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

·        знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

·        интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

·        первоначальные представления об оздоровительном вли­янии природы на человека;

·        представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

·        отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

·        развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

·        ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

·        элементарный опыт природоохранительной деятельности;

·        бережное отношение к растениям и животным.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

·        представления о душевной и физической красоте человека;

·        формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

·        интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

·        интерес к занятиям художественным творчеством;

·        стремление к опрятному внешнему виду;

·        отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

 

Ценностные установки

 духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся Круглинского филиала согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми  являются следующие ценности:

·        патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

·        социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

·        гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и  семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

·        семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

·        труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

·        наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

·        традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных  школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;

·        искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

·        природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

·        человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования  опыта созидательной реализации этих ценностей на практике. 

 

Основные направления

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

 

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности:  любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и  настойчивость, бережливость.

Направление 4. Формирование ценностного отношения к  семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

 

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся

 

         Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

·        в содержании и построении мероприятий;

·        в способах организации совместной деятельности взрослых и детей, в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;

·        в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;

·        в специальных событиях, спроектированных с  учетом определенной ценности и смысла;

·        в личном  примере детям.

Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания (субъектов ССКК).

 

План мероприятий по духовно-нравственному воспитанию

на 2015 год

 

Мероприятие

 

Сроки

проведения

 

Ответственные

 

Место проведения

 

Дни воинской славы России – уроки мужества

в течение года, согласно календарю дней воинской славы

зам. зав. по УВР, ВР, кл. руководители, зав. ДК, зав. библиотекой, глава сельского совета

школа, ДК, библиотека

Экологический суд «Заповеди природы»

март

зам. зав. по УВР, ВР, кл. руководители, зав. ДК, зав. библиотекой

школа, ДК, библиотека

Ко Дню освобождения узников концлагерей «Дети войны»

апрель

зам. зав. по УВР, ВР, кл. руководители, зав. ДК, зав. библиотекой

школа, ДК, библиотека

Акция «Символы моей малой Родины»

январь

зам. зав. по ВР, кл. руководители, зав. ДК, зав. библиотекой

школа, ДК, библиотека

Месячник военно-спортивной работы

«Дню защитника отечества посвящается»

20.01.2015-22.02.2015

зам. зав. по ВР, кл. руководители, зав. ДК, зав. библиотекой

школа, ДК, библиотека

Акция «Ветеран живет рядом»

в течение года

зам. зав. по ВР, кл. руководители, зав. ДК, зав. библиотекой, глава сельского совета

школа, ДК, библиотека

Классный час ко Дню славянской письменности

май

зам. зав. по ВР, кл. руководители, зав. ДК, зав. библиотекой

школа, ДК, библиотека

Час памяти «Слава русскому слову»

6 июня

зам. зав. по ВР, кл. руководители, зав. ДК, зав. библиотекой

школа, ДК, библиотека

«Завтра была война…»

22 июня

зам. зав. по ВР, кл. руководители, зав. ДК, зав. библиотекой, глава сельского совета

школа, ДК, библиотека

Мини-спектакль «Как люди русские с лихой бедой боролись»

июль

зав. ДК, зав. библиотекой

ДК, библиотека

Ко Дню флага России «Люблю свой флаг российский»

август

зав. ДК, зав. библиотекой

зав. ДК, зав. библиотекой

Час истории «Поле вечной славы» (о Бородинском сражении»)

август

зав. ДК, зав. библиотекой

зав. ДК, зав. библиотекой

Книжная выставка «Стиль жизни – здоровье»

сентябрь

зав. библиотекой, кл. руководители, зав. ФАП

Библиотека,

школа, ФАП

Чествование пожилых жителей села «Ладушки, ладушки, хлопаем всем дедушкам и бабушкам»

октябрь

зам. зав. по ВР, кл. руководители, зав. ДК, зав. библиотекой, зав. детсадом

школа, ДК, библиотека

Ко Дню единства России

ноябрь

зам. зав. по ВР, кл. руководители, зав. ДК, зав. библиотекой

школа, ДК, библиотека

Акция «Вахта памяти»

09.04.2015 – 09.05.2015

зам. зав. по ВР, кл. руководители, зав. ДК, зав. библиотекой

школа, ДК, библиотека

Декада правовых знаний

02.12.2015-12.12.2015

зам. зав. по ВР, кл. руководители, зав. ДК, зав. библиотекой

школа, ДК, библиотека

Посещение храма Иоанна Богослова в с. Изосимово

В течение года

Зам. зав. филиалом по УВР и ВР, кл. руководители

школа

Участие в епархиальных конкурсах

В течение года

Зам. зав. филиалом по УВР и ВР, кл. руководители

школа

 

Помимо внеклассных мероприятий, входящих в  план работы, дети участвуют в конкурсах, совершают экскурсии в храм. Организуются встречи с настоятелем храма Иоанна Богослова иереем отцом Игорем, в ходе которых проводились беседы о православных праздниках, традициях русской православной церкви. В 2014 году совместно с настоятелем храма  Иоанна Богослова отцом Игорем в рамках Дня Защитника Отечества была организована акция «Письмо защитнику Отечества»: школьники писали письма солдатам  в различные уголки нашей страны с наилучшими пожеланиями и благодарностью.

Кроме того, школьники уже второй год участвуют в региональном фестивале «Рождество – праздник всех людей!» Дети принимают активное участие в различных конкурсах: общероссийском творческом конкурсе «Святые заступники Руси», «Красота Божьего мира», «Подвиг души и духа», епархиальном конкурсе «Святой равноапостольный князь Владимир». Ежегодно в филиале организуется выставка поделок «Пасхальное яйцо».  В преддверии праздника Пасхи дети осуществляют уборку территории храма Иоанна Богослова в с. Изосимово. Школьники следят за чистотой территории вокруг поклонного креста в с. Круглом. В каникулярное время проводятся пасхальные чтения.

В филиале действует волонтерский отряд. Дети посещают труженика тыла, председателя Совета ветеранов с. Круглого Цепкову Н.М.

Для учащихся младших классов   было проведено мероприятие, посвященное творчеству В.А. Осеевой – автора большого количества произведений для детей. Используя слайдовую презентацию, о ее жизни и творчестве рассказала ребятам руководитель Музея воинской славы  МБОУ СОШ №7 г. Мичуринска, заслуженный учитель РФ Н.И. Ралдугина. Повести и рассказы В.А. Осеевой имеют не только познавательное, но и воспитательное (духовно-нравственное) значение.

В филиале ведется дополнительное образование по программе «Уроки милосердия» (педагог дополнительного образования Юрасова Е.Э.).