Школа- территория здоровья


Формирование культуры здоровья, создание здоровой школьной среды, препятствующей нарушению здоровья учащихся, – это одна из главных целей педагогической деятельности в филиале.

От правильной организации учебного процесса, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя. Поэтому важной составной частью здоровьесберегающей работы школы является рациональная организация учебно-воспитательного процесса с учетом его физиологического и психологического воздействия на организм учащихся. В соответствии с этим педагоги Круглинского филиала активно работают над проблемой внедрения в практику работы с детьми здоровьесберегающих технологий. В филиале сложилась стройная система физкультурно-оздоровительных мероприятий.

В системе физического воспитания используются следующие организованные формы двигательной деятельности: физкультурные занятия; утренняя гимнастика; физкультурные минутки; подвижные игры; спортивные праздники и досуги, однодневные туристические походы.

Большое внимание администрация школы уделяет созданию рационального расписания учебных занятий, учитывающего сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий. Продолжительность урока в филиале соответствует физиологически обоснованной норме и равна 45 минутам во 2 – 11 классах при 6-дневной учебной неделе. Исключение составляют лишь ученики 1-х классов, для которых урок длиться 35 минут в соответствии с низкой устойчивостью их внимания, учебная неделя равна 5 дням. Для учащихся 2-х классов урок комбинируется с использованием последних 10 минут для снятия утомления.

В филиале создаются необходимые условия по обеспечению обучающихся здоровым питанием. Цели школьного питания – создание условий для укрепления здоровья учащихся, формирование навыков правильного здорового питания. Для организации сбалансированного рациона учащихся в школе действует столовая сырьевого типа. Обеденный зал на 60 посадочных мест имеет современную мебель и обеспечивает комфорт и функциональность приема пищи. Блюда приготавливаются на основе примерного 12-дневного меню, составленного с учетом пищевой ценности блюд и возрастной потребности детей.

В школе ведется образовательно-разъяснительная работа по вопросам здорового образа жизни и здорового питания, развивается взаимодействие школы и родителей в направлении обеспечения потребностей школы в овощах.

В целях формирования эмоциональной сферы культуры здоровья детей, преодоления стрессов, тревожности, содействия гуманного подхода к каждому ученику в филиале функционирует психологическая помощь обучающимся и педагогам. Индивидуальный подход и положительная эмоциональная разрядка позволяет снижать тревожность и психическое напряжение, т.е нивелировать стрессогенный фактор в учебном процессе. Проводятся консультации, индивидуальные, групповые занятия с обучающимися и их родителями.

Для обучающихся 1-7 классов проводятся физкультминутки на уроках, гимнастика для глаз, подвижные игры на переменах и на занятиях.

Уроки физической культуры проходят в теплое время года на оборудованной спортивной площадке на свежем воздухе, зимой осуществляется лыжная подготовка. В межсезонный период уроки проходят в спортивном зале.

Для формирования здорового образа жизни на уроках педагогами осуществляется специальная подборка материала по направлению «Здоровый образ жизни», в содержательной части урока присутствуют вопросы, связанные с ЗОЖ, создается благоприятный психологический климат.

В начальных классах учителями используются приемы запоминания нового материала в сочетании с двигательной активностью. Поэтому введение и закрепление материала происходит в игровой форме с использованием движения как верхних, так и нижних конечностей, упражнений для глаз.

Для детей 1 – 3 классов в филиале организованы занятия внеурочной деятельности «Школа докторов здоровья», «Азбука нравственности». Для обучающихся 1 – 11 классов в 2013 – 2014 уч. году организовано дополнительное образование, в том числе спортивно-оздоровительной и спортивной направленности «Азбука движения» (1 – 4 кл.), «Фитнес» (5 – 8 кл.), «Мой друг мяч» (3 – 11 кл.).

Обучающиеся средней и старшей школы уже более серьезно и основательно изучают темы, способствующие здоровьесбережению. На классных часах глубоко и всесторонне обсуждаются вредные привычки молодежи, такие как курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, их пагубное влияние не только на физическое, но и на психическое здоровье неокрепшего организма, на деторождение.

На уроках педагоги применяют индивидуальные задания разного типа и уровня с учетом возрастных и психологических особенностей школьников, практикуют уроки-викторины, уроки-семинары, используют интерактивные методы обучения, что способствует снижению утомляемости, повышению мотивации и интереса к изучению предметов, удовлетворяют потребность детей в общении.

В целом можно отметить положительную динамику в работе коллектива филиала по формированию культуры здоровья обучающихся, воспитания потребности здорового образа жизни по эффективному внедрению современных здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс.

Сохранность здоровья позволяет обучающимся активно и результативно принимать участие в различных творческих конкурсах и проектах, спортивных соревнованиях, добиваясь побед.